Княгиня Ольга

Княгиня Ольга (по-древнерусски Вольга или по-скандинавски Хельга) была правительницей Киевской Руси. Ее время княжения пришлось на период с 945 по 960 годы. Историки не сходятся во мнении о дате и месте ее рождения, но в большинстве случаев склоняются к датам с 920 по 969 года. Хотя в других вариантах исторических летописей считается, что дата ее рождения приходится на более ранний период – 893 год.

 

Правила Киевской Русью она не единолично. На самом деле Ольга была регентом, ведь на момент смерти ее упруга Игоря Рюриковича, наследником престола киевской Руси стал ее сын Святослав. Но так, как мальчику исполнилось только несколько лет, то его мать – княгиня Ольга стала полноправной властительницей земель киевских при своем малолетнем сыне.

 

Княгиня Ольга причислена к лику равноапостольных святых Русской церковью.

 

Один из летописцев спустя приблизительно 140 лет, так написал об этой правительнице: "ЦИТАТА 1".

 

Биография

 

Дата рождения будущей княгини Киевской Руси вызывает споры у историков. Произошло это по причине того, что существует несколько противоречивых записей, которые свести воедино между собой весьма непросто.

 

Так, один из Архангелогородских летописцев свидетельствует о том, что она была еще маленькой девочкой (10 лет отроду), когда вступила в брак с князем Киевской Руси – Игорем. Опираясь на этот возраст было предположено, что родится будущая правительница Киева должна была приблизительно в 893 год. Такого мнения придерживаются такие историки, как М. Карамзин, Л, Войтович.

 

Но, если принять эту дату, то тогда рождение первого сына, которое пришлось на период с 938 по 943, должно было случиться, когда Ольге было от 45 до 50 лет. А это кажется совсем невероятным, особенно в тот исторический период.

 

Поэтому многие историки, в том числе и Борис Рыбаков, уточняют дату рождения Ольги, и считают более правдоподобным период с 927 по 928 год.

 

Еще один историк, Алексей Карпов, предполагает, что родилась Ольга в 920 году. Ведь в летописях она представлена как молодая активная женщина в период своего правления. И это описание сделано также тогда, когда на свет появился ее первенец.

 

В «Повести временных лет» указывается на то, что местом рождения Ольги является город Псков. Но в самом описании святой (в ее житии) говорится о том, что родом княгиня из деревни Выбуты. Это малое поселение располагалось всего лишь в 12 км вверх по течению реки Великой от самого Пскова. То есть, местом рождения указывается Псковская земля.

 

Согласно житию святых ее род был не знатен, а имена отца и матери (по этой версии жизнеописания) не дошли до современников.

 

Княгиня Ольга и Вещий Олег

 

Существуют также исторические поверья и слухи о том, что Ольга была знатного рода. А ее отцом на самом деле был не кто иной, как Вещий Олег.

 

В свое время Олег начал опекать Игоря, который лишился своего родителя – князя Рюрика, когда был еще в детском возрасте. Поэтому Олег и стал при Игоре регентом.

 

Именно поэтому и случилась свадьба Игоря и Ольги – якобы ее отец, Вещий Олег, просто устроил свадьбу своей дочери с будущим князем.

 

Но на самом деле, и по сей день, среди историков существуют разногласия по поводу происхождения княгини Ольги. Есть и другие версии. По одной из них она имеет болгарские корни – особую популярность приобрело это предположение в исторических очерках Болгарии. И обусловлено она тем, что на старославянском языке Псков и Плиска (два города – один из которых русский, а второй болгарский) имеют совершенно одинаковое написание на старославянском языке.

 

Именно это специфичное написание названия поселения, породило еще одну версию происхождения Ольги – будто она могла быть из прикарпатского города Плеснеска. А значит, таким образом подтверждается ее скандинавское происхождение, так как на тот момент здесь обитали и скандинавы, и западные славяне.

 

Вступление в брак и начало правления Киевской Русью

 

Далее, приводя в жизнеописании все даты, стоит сразу оговориться, что единого мнения о точных годах речь не идет. Так есть разногласия не только в годе рождения самой Ольги, но и во многих ключевых событиях, происходящих в ее жизни.

 

По одной из версий жизнеописаний, именно в 903 году состоялась свадьба молодой княжны Ольги и Киевского князя Игоря. А немногим позже, приблизительно через 9-10 лет, Игорь вступил в престолонаследование и начал править страной.

 

Но, если обратить свое внимание на летописи из поселений Устюга и Новгорода, то встреча Ольги и молодого князя произошла случайно. Игорь охотился и именно в этот момент в лесу он заметил молодую прекрасную девушку. Она запала ему в сердце и начал он ее обхаживать, делая недвусмысленные намеки. На что Ольга дала ему достойный отпор: «ЦИТАТА 2»

 

Но в последствии Игорь не забыл ее. Настолько Ольга запала в душу молодому человеку, что он послал Олега искать прекрасную незнакомку.

 

Далее, после того как состоялась свадьба, прошел не один десяток лет, прежде чем имя княжны вновь всплыло в летописях. Упоминание о ней датируется 944 годом. Это упоминание связано с договором между Русью и Византией.

 

С его подписания прошел всего лишь год и князь Игорь погибает в бою с древлянами. Гибель Игоря датируется 945 годом. Произошло это тогда, когда он с држиной направился за сбором подати, которую древляне просто не захотели заплатить.

 

На этот момент его старшему сыну, наследнику Святославу исполняется всего лишь 3 года. В связи с малолетством сына, в престолонаследие вступает Ольга. Хотя женщине пришлось проявить всю свою решительность, чтобы склонить дружину на свою сторону. Она повела себя весьма настойчиво в отношениях с древлянами, чем и заслужила расположение русских воинов.

 

Месть за павшего супруга

 

После того как был убит правитель Киевской Руси, древляне вознамерились завладеть престолом славного Киева. Она прислали к молодой вдове Ольге своих сватов. Стать супругом Ольги вознамерился князь Мала.

 

Но решительность и хладнокровность княжны просто поражали. Она сумела физически избавиться от всех знати и старейшин этого народа, а затем покорить и их самих.

 

Месть первая

 

Когда прибывшие на сватовство в ладье к Ольге оказались в Киеве, ее воины вместе с судном схватили людей и закопали заживо в яме. По поверью это произошло прямо во дворе терема. Ольга сказала: «ЦИТАТА 3»

 

Месть вторая

 

Ольга недолго думая, после такой чудовищной расправы, направила к древлянам посланника. Она попросила прислать самых смелых воинов и послов в Киев. Но и тут она проявила хитрость. Пока прибывшие мылись в бане их там заперли и сожгли.

 

Месть третья

 

После этого Ольга, собрав дружину, направилась в земли где правили древляне. Поводом для этой поездки она объявила скорбь и дань памяти по убитому супругу. Но как только она прибыла на место назначения, проявила свою хитрость и коварство. Она опоила древлян и затем ее дружина просто устроила резню. В летописях можно найти факты о том, что в этот период было убито около 5.000 древлян.

 

Месть четвертая

 

Решительность Ольги на этом не ограничилась. Княгиня организовала войско и пошла на город древлян Коростень (Искоростень, территория Украины). Но фортификационные сооружения были достаточно крепки, и осада не привела к успеху, хотя длилась по летописи практически все лето. Хитрость и смекалка мудрой правительницы и здесь сыграли решающую роль. Потребовав в качестве дани по три птицы от каждого дома, она собрав целую стаю, заставила своих воинов привязать к их лапкам горящие соломинки и трут. И конечно же, птицы постарались направиться назад к своим гнездам. Они садились на крыши домов и поджигали строения. Так и был взят славный город Коростень.

 

Так Ольга удовлетворила свою месть и взяла под контроль непокорных древлян.

 

После этого она занялась непосредственно правлением, которое продлилось до совершеннолетия ее старшего сына Святослава, который и являлся наследником престола Киевской Руси.

 

Период княжения Ольги

 

Сразу после того, как Ольга завоевала Искоростень, она отправилась в сторону Пскова и Новгорода. Основная цель заключалась в том, чтобы собрать подати и дани.

 

И только после того, как она завершила все свои дела, связанные со сбором денег в Киевскую казну, вернулась в родной город.

 

Хотя часть исследователей, в том числе архимандрит Леонид, и Михаил Грушевский и другие считали, что путешествие княгини в сторону Новгорода и Пскова – это не более, чем выдумка летописцев. Эти исследователи отмечают, что зачастую в исторических описаниях, особенно новгородских летописцев встречались преувеличения и преукрашивание фактов, связанных с разными политическими ситуациями.

 

Но, если принять выход Ольги со своей дружиной в Новгород и Псков исторической выдумкой, то ее правлению все равно приписывают такие существенные достижения. Тем более, что женщина стала причиной таких серьезных изменений в Киевской Руси. Вот, что изменилось, благодаря княгине:

  • Именно Ольга стала основоположником строения из каменного массива на Руси. Вначале возвели из камня для княгини два дворца (терема) – центральный и находящийся за чертой города.

  • Помимо такого внедрения в Киеве, она распространила постройки из камня и за пределы своего города. Княгиня заботилась также о разрастании и благоустройстве подчиненных областей. Уделяла достаточно внимания поселениям – Новгороду, Пскову и другим.

  • Она усовершенствовала налоговое обложение подчиненных земель. Ею были поделены все области и для каждой из них была установлена свой размер подати. Причем эта цифра была фиксированная. Основная идея, которую она преследовала - это упорядочение и укрепление своей центральной власти.

  • Касаемо внутренней политики – Ольга вела достаточно мудрое правление. Она поделила все земли, которые на тот момент контролировал Киев на отдельные наделы. Причем были установлены четкие границы каждого надела. В каждом наделе был назначен свой собственный правитель, подчинявшийся Киеву – называли такую должность тиун.

  • Все наделы платили определенную фиксированную подать, которая называлась полюдьем. То есть акцент был сделан на то, что все сборы должны были платиться в строго отведенные для этого временные рамки.

  • Что касается внешней политики, то в большей степени она уповала на методы дипломатии, а не на бряцание оружием и применение силы.

 

В 955 году Ольга приняла крещение. В православии она приняла имя Елена. Произошло это в Константинополе – в этом сходятся все исторические источники (в отличие от года принятия). После того, как она вернулась на свою родину, Ольга попробовала приобщить к христианской вере и своего сына Святослава. Но эта затея была тщетная – ничего у Ольги из этого не вышло. Ее попытки лишь только вносили раздор в отношения между матерью и сыном. К тому же, сам Святослав боялся, что дружина потеряет веру в него, если он подчиниться воле своей матери и обернется из язычества в христианство. Существует запись, свидетельствующая о трениях между матерью и сыном: «ЦИТАТА 4»

 

Через 2 года после крещения Ольга снаряжает визит в Константинополь. Но цели, которые ставила перед собой княгиня в этой поездке, видимо не были достигнуты. О том, для чего она посещала столицу Византии, данные не сохранились. К тому же, по другим источникам этой поездки вообще не существовало. Так как послы, приезжающие в Киев, после ее возвращения из Константинополя, не встретили должного уважения и почтения с ее стороны, некоторые летописцы сделали вывод, что результат у Ольги от посещения Константинополя был не тот, который ожидался.

 

Исторические трактаты так же молчат о точной дате вступления во власть ее сына Святослава. Есть свидетельство о том, что в 964 году он уже выступил с самостоятельным военным походом.

 

Хотя правление Святослава можно назвать условным, ведь он предпочитал все время находиться в военных походах. А мать еще многие годы, после его официального вступления во власть управляла городом и принимала политические решения.

 

Так, например, в 968 году печенеги совершили набег на Киев и взяли город в осаду. Сама княгиня Ольга заперлась во дворце со своей свитой и своими внуками (детьми Святослава). Там они оставались какой-то промежуток времени. А осаду смог снять только Святослав, который возвратился назад из военного похода в Болгарию. Но долго после этого события он в Киеве не пожелал задерживаться. Вскоре он собрался в поход на Переяславец. Но княгиня сумела его удержать, сетуя на свое слабое здоровье и намекая сыну на то, что пришло ее время уходить. Она так и сказала сыну: «ЦИТАТА 5».

 

И это чувство матери, которое озвучила Ольга Святославу, оказалось пророческим. Прошло всего лишь три дня после этого, по заверениям летописцев, как Ольга скончалась.

 

Наставление самой Ольги заключалось в том, чтобы по ней ее близкие не совершали тризны. Обусловлено это было в первую очередь тем, что она приняла христианство. У Ольги при себе был священник, который и совершил похоронный обряд.

 

Ольга сделала большой шаг на пути приобщения Руси к христианству. Благодаря ей были установлены тесные политические связи между Киевской Русью и Византией. И, несмотря на то, что ее сын Святослав, так и остался убежденным язычником, ее дело, касающееся расширения христианской веры, продолжил Владимир.

 

Датой смерти Ольги называется 969 год.

 

Канонизирована (причислена к лику святых) княгиня Ольга была в 1547 году.

 

Роль Ольги в развитии христианства на Руси

 

Стоит отметить, что именно Ольга была первым правителем Киевской Руси, который принял христианскую веру. Хотя ее народ и войско, и даже родной сын и внуки, оставались еще в течение определенного промежутка времени сторонниками языческой веры.

 

На сегодняшний день историкам не до конца известны те обстоятельства, при которых Ольга приняла христианство.

 

Согласно "Повести временных лет" крещение Ольги провел сам император Византии – Константин VII.

 

С моментом крещения Ольги связана интересная легенда. В ней рассказывается о том, как хитрая княгиня сумела перехитрить византийского императора. Когда она приехала в Константинополь, то император был поражен ее красотой. Он стал свататься к ней, желая взять ее в жены. Но мудрая Ольга, желая избежать замужества, заявило о том, что православному христианину не пристало брать себе в жены язычницу. В результате этих словесных перепалок, Ольга сумела подвести императора к тому, чтобы ее крестили. Сделано это было при помощи патриарха Феофилакта. Но, также и константинопольский император сам провел крещение княгини Ольги.

 

После того, как был проведен обряд крещения, Константин вознамерился жениться на ней. Якобы теперь не существовало причины для того, чтобы ей отказывать ему.

 

Но, хитрая Ольга заявила теперь, что он приходится ей крестным отцом, так как сам провел обряд крещения. А отцу не пристало по христианским традициям брать в жены к себе свою крестную дочь. Так, применив свой острый ум и изворотливость, княгиня Ольга сумела избежать нежелательного для себя брака.

 

Считать эту ситуацию правдивой или вымышленной, каждый решает сам для себя. Но подобные рассказы существовали также и в библейских преданиях, наполняя их специфическим символизмом и духом.

 

Сопоставляя ряд дат, историки все же пришли к выводу, что именно 957 год является годом визита Ольги в Константинополь.

 

Информацию о том, что княгиня посещала этот византийский город, историки брали из сочинений самого императора. Константин вел записи всех примечательных событий. Он со всей скрупулезностью отмечал все даты, но, к сожалению, для историков, он не проставлял годы, что и делает невозможным однозначную привязку определенных событий к годам. Но, опираясь на ряд других данных, именно 957 является наиболее вероятным годом посещения Ольгой Византии.

 

Хотя в своих сочинениях император Константин не упоминал об обряде крещения. Некоторые историки делают из этого вывод, что Ольга приезжала сюда уже будучи посвященная в христианство. Хотя это утверждение вызывает сомнение, так как сам Константин обращается к ней, используя ее языческое имя Ольга, а не христианское – Елена. А это в принципе было бы не мыслимо, чтобы император обращался к княгине, используя языческое имя.

 

Согласно данным, которые оставил в своих записках епископ Магдебургский, крещение княгиня Ольга приняла действительно в Константинополь в 957 году. Но, в обряде принимал участие не сам Константин, а его сын – Роман II и патриарх Поливхет.

 

И несмотря на то, что существует легенда о том, что Ольга спонтанно приняла решение, чтобы избавиться от навязчивых ухаживаний императора Константина, многие историки считают эту информацию недействительной. Навряд ли бы княгиня позволила себе такое спонтанное решение, вед она являлась ответственной не только за себя, но и за свой народ.

 

Многие считают более вероятной ту версию, по которой в Константинополь княгиня прибыла уже с твердой уверенностью принять христианскую веру. Но тогда возникает вопрос – откуда она могла знать об этой вере и тем более, принять такую решимость отказаться от язычества. Ведь, фактически она шла наперекор своей стране и своему народу.

 

В этом плане историки считают, что были люди, которые распространяли христианство по территории Киевской Руси. И скорее всего, что это были болгары. Ведь болгарские славяне массово принимали эту религию приблизительно в 860-870 годах. Поэтому было приблизительно 100 лет, чтобы христианство начала постепенно расползаться и по территории прилежащих земель. Что, скорее всего, и произошло с Киевской Русью. Но к тому моменту еще не приобрело массового характера, и было только в виде единичных случаев.

 

После того, как в 969 году Ольга была похоронена с учетом всех христианских традиций, ее внук и продолжатель христианского наследия и идей – Владимир I, перенес ее могилу (теперь точнее было бы говорить о том, что он перенес мощи святой) под церковь, которая располагалась в Киеве и была посвящена Святой Богородице.

 

Позже монах Иаков, в своем житие писал о том, что тело Ольги стало местом поклонения ранних христиан. Они приходили сюда помолиться и попросить об исцелении. Монах говорил о том, что тело было сохранено от тлена. И именно это можно было лицезреть через маленькое окошко. Правда, открывалось оно только избранным и истинно верующим. Все остальные видели только каменный гроб.

 

Еще до того, как она, приблизительно через 500 лет, была причислена к лику святых, ее почитали как святую. Происходило это, скорее всего, именно по религиозным соображениям, именно она стала олицетворяться с христианством. Ведь именно она была первым правителем страны, которые принес эту веру людям. Поэтому многие сюда устремлялись за тем, чтобы попросить ее о милости или об исцелении. И по свидетельствам монахов чудеса случались. И это еще больше порождало слухи о святости княгини Ольги. К тому же, ее внук Ярополк, во время своего княжения, которое пришлось на период с 972 по 978 год, перенес мощи своей бабушки.

 

На сегодняшний момент день святой Елены (Ольги) отмечается ежегодно 11 июля. Это происходит в Десятинной церкви. Но стоит еще раз сделать акцент на том, что официально канонизирована, принята равноапостольной святой, Ольга была только в XVI веке, а точнее в 1547 году. Хотя по многим данным канонизация, а точнее причисление к лику святых, по Десятинной церкви, произошла гораздо раньше, приблизительно в XIII веке.

 

Интересным фактом является то, что за всю историю христианской церкви канонизированы были всего лишь пять женщин.

 

Память святой по католическому календарю празднуется в июле 24 числа. Тогда как по православному календарю в июле 11 числа.

 

Она считается покровительницей женщин, которые потеряли своих мужей и остались одни, а также тех, кто только посвящен в христианство и начинает познавать азы веры.

 

Основные факты о княгине Ольге

 

Считается, что основными историческими источниками, которые повествуют о всех жизненных свершениях и фактах этой женщины являются: жития святых, очерки самого императора Византии и «Повесть временных лет».

 

Интересным фактом является то, что несмотря на христианскую веру своей матери, ее сын Святослав казнил своего брата Глеба, который принял Христианство. Но сводный ли это был брат или единокровный – исторические летописи умалчивают. Хотя предположить можно и то, и другое, так как у Игоря были и другие жены.

 

Еще одним интересным историческим фактом о возможном кровном родстве княгини Ольги, является запись чешского историка Пешина, который жил в средневековую эпоху (в XVII веке). Он сообщает о том, что последний король, который правил Моравией, являлся скорее всего братом самой княжны Ольги. Так же похожие сведения содержатся в исторических записях императора Константина.

© VETERrecords, 2016–2020